Что такое фаюмский портрет?

Фаюмские портреты – памятники погребального культа, созданные в период с I по IV век нашей эры в Египте. Свое название они получили по месту их первоначального обнаружения в 1887 году в Фаюмском оазисе в Египте. Фаюмские портреты являются самыми древними образцами станковой портретной живописи. В этот период Египет был областью, где слились воедино начала египетского, греческого и римского искусства. Синтез культур сделал возможным появление портрета, который соединил в себе эти традиции: сама техника восковой живописи пришла из Древней Греции, мумии были исконной частью египетской погребальной культуры, а натурализм, присущий большинству портретов, был влиянием римского искусства. Важно отметить, что на сохранившихся памятниках можно встретить преимущественно греческие имена.
ПОРТРЕТ ЖЕНЩИНЫ В СИНЕЙ МАНТИИ. 54 -68 ГГ. Н. Э. МЕТРОПОЛИТЕН МУЗЕЙ, НЬЮ-ЙОРК.

Своей превосходной сохранностью фаюмские портреты в большей степени обязаны сухому климату, в котором восковая живопись не утратила своего первоначального облика. Выделяется три вида живописи: чистая энкаустика, восковая темпера и обычная темпера. Энкаустика – греческое слово, происходящее от корня каустико – выжигать. Как показали исследования, воск, применявшийся в лучших образцах восковой живописи, был тверд и плавился при 100 градусах по Цельсию. Перед началом работ мастер разогревал не только краски, но и доски, на которые в дальнейшем наносился воск. Чаще всего для изготовления таких досок использовали сикомор, кедр, липу или лимонное дерево. Наносилась живопись на поверхность доски при помощи жесткой кисти и металлической лопаточки. В конце, чтобы сделать поверхность изображения более гладкой, всю работу заново нагревали, но умеренно. По словам Плиния техника энкаустики была очень трудоемкой, так как мастеру следовало постоянно поддерживать нужную для работы температуру доски и красок.
Саркофаг с росписью внутри – деталь – фреска с изображением сидящего юноши между колонн. Керчь. Раскопки Е. К. Думберга в 1900 г. на Глинище.
Чтобы составить представление о работе мастера, можно взглянуть на один из саркофагов, который был найден в Керчи в 1900 году, на поверхности которого есть сцена с изображением художника в мастерской. Рядом с мастером находится палитра, в руке он держит некий инструмент, который нагревает на небольшой переносной жаровне. Вероятнее всего – это изображение металлического каутерия, которым разогревали краски. Также в этой мастерской можно заметить изображения двух круглых портретов и одного прямоугольного. Процесс работы портретиста восстанавливается в следующем виде: мастер брал тонкую деревянную дощечку, иногда обтянутую холстом, и покрывал ее тонким слоем воска. Затем прописывал поверхность портрета красками, предназначенными для фона. На месте головы и плеч создавался подмалевок. Изображение лица моделировалось при помощи каутерия, но иногда форма моделировалась пальцами, на что указывают сохранившиеся на поверхности портретов отпечатки. После мастер нагревал каутерий и вжигал краски в основу. В самом конце новым слоем наносился фон.
МУМИЯ С ПОРТРЕТОМ ЮНОШИ НА ДОСКЕ ИЗ ЛИМОННОГО ДЕРЕВА. 80 – 100 ГГ. Н. Э. МЕТРОПОЛИТЕН МУЗЕЙ, НЬЮ-ЙОРК.
Готовый портрет необходимо было вложить в мумию таким образом, чтобы бинты образовали своего рода рамку. После на изображение могли наносить позолоту, например, изображение лаврового венка. Фаюмские портреты отличают натуралистичность и анатомическая достоверность. Эти факты, которые заставляют задавать главный вопрос. На самом ли деле эти изображения являются портретами и действительно ли они настолько достоверны? Современные технологии и сохранившиеся останки позволили провести исследования, в ходе которых выяснилось, что фаюмские портреты действительно анатомически точны. Есть только одно замечание: все эти изображения создавались в молодости и чаще всего задолго до смерти, поэтому исследователями обнаружены возрастные различия между изображениями и останками, которые сохранились в саркофагах.
Поздние фаюмские портреты, преимущественная часть которых написана темперой, лишены натурализма и чувства объема. Это, возможно, могло быть результатом влияния раннехристианской культуры.

В.С. Голенищев во время одного из своих визитов в Египет.
Одна из наиболее обширных коллекций фаюмских портретов хранится в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Коллекция, насчитывающая 22 портрета связана с именем выдающегося русского египтолога Владимира Семеновича Голенищева. Родился В. С. Голенищев в 1856 году в Петербурге. В 1879 году окончил Петербургский университет и уже в следующем году был принят на службу в Эрмитаж, где он начал работу с древнеегипетскими памятниками. За свою жизнь Голенищев совершил более 60 поездок в Египет, в результате которых собрал коллекцию египетских древностей, насчитывающую более 6000 тыс. предметов. Уже в начале XX века, ухудшившееся материальное положение Голенищева заставило его задуматься о дальнейшей судьбе его богатой коллекции. Одним из главных его желаний было оставить коллекцию в России. Это стало возможно благодаря поддержке Ивана Владимировича Цветаева, Государственной Думы и круга меценатов. В апреле 1911 года коллекция была перевезена из Петербурга в Москву и вскоре стала частью собрания Музея изящных искусств. Ныне это Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Made on
Tilda